Моторная афазия после инсульта

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Новое средство для реабилитации и профилактики инсульта, которое обладает удивительно высокой эффективностью — Монастырский сбор. Монастырский сбор действительно помогает бороться с последствиями инсульта. Помимо всего прочего чай держит артериальное давление в норме.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.
Читать также:  Ульяновск инсульт

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Делаем выводы

Инсульты — причина почти 70% от всех смертей в мире. Семеро из десяти человек умирают из-за закупорки артерий мозга. А самым первым и главным признаком закупорки сосудов является головная боль!

Закупорка сосудов выливается в болезнь под всем известным названием «гипертония», вот лишь некоторые её симптомы:

  • Головная боль
  • Учащение сердцебиения
  • Черные точки перед глазами (мушки)
  • Апатия, раздражительность, сонливость
  • Нечеткое зрение
  • Потливость
  • Хроническая усталость
  • Отеки лица
  • Онемение и озноб пальцев
  • Скачки давления

Внимание! Если заметили у себя хотя бы 2 симптома — это серьезный повод задуматься!

Единственное средство, которое дало значительный результат. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ. >>>

Афазия после инсульта. Что это такое? Её виды, лечение.

Афазия (АФ) – это нарушение речевой функции в виде частичной или полной утраты понимания чужой речи или произведения своей, для выражения собственных мыслей. Возникает при поражении коры доминантного полушария (левое- у правшей и правое- у левшей) головного мозга (ГМ), когда отсутствуют расстройства речевой мускулатуры и слуха.

Такие речевые нарушения возникают, если утрачено понимание лексики и грамматики языка, либо речепродукция- инициация речи. А также при затруднении при подборе нужного слова или потери способности построения грамматически правильной фразы.

При этом, лингвистические дефекты выражаются в нарушении понимание языка –импрессивной речи (ИР) или расстройстве собственной речевой продукции –экспрессивной речи (ЭР).

Расстройство импрессивной речи

При расстройстве импрессивной речи возникают выраженные речевые нарушения, которые тяжело поддаются восстановлению. Нарушается понимание и адекватный произвольный контроль за речью.

У таких пациентов нарушен фонематический слух (восприятие сочетания звуков), не узнают обращенные к ним фразы, как- будто не знали родного языка. Если патология выражена, то речь воспринимается как набор звуков без смысла – «синдром глухоты на слова».

Возникают литеральные парафазий (замены в собственной речи одних звуков на другие, созвучные: «ба» на «па») или вербальных парафазий (замены слов).

Если утрачены грамматические конструкции языка, пациент не понимает смысла отдельных фраз, образованных предлогами или окончаниями. Например: не видит смысловой разницы между «квадрат под овалом» и «квадрат над овалом».

Расстройство экспрессивной речи

Нарушается процесс речепродукции- затруднение в произведении речи. При нарушении экспрессивной речи нарушается темп- она становится разорвана и с паузами. С трудом и медленно подбирается нужное слово (брадилалия).

Читать также:  Высокая температура после инсульта

Возникают персеверации (стереотипные повторения слов – вербальные или сочетания звуков – литеральные).

Когда у пациента не контролируются движения мышц речевого аппарата, происходит замена звуков в зависимости от положения речевых мышц (например, «р» на «л»).

Виды афазии

  • Эфферентная моторная афазия (МАФ) – нарушена ЭР: пациенты молчат и с трудом произносят слова, без интонации, говорят неправильно с отсутствием глаголов (телеграфный стиль). Используют долгие паузы, звуковые и вербальные персеверации. За доктором фразы и слова не повторяет. Эти признаки сочетаются с нарушением чтения вслух и ошибками в письме;
  • Субкортикальная МАФ (афемия) – беглость речи уменьшена, есть трудности при повторении слов, нарушено произношение. В отличии от ЭМАФ письмо не страдает;
  • Динамическая АФ – сходна с ЭМАФ по проявлениям, отличается сохранением повторений фраз и слов за доктором, а также частыми вербальными персеверациями (повторениями);
  • Афферентная МАФ – возникают литеральные парафазии, без снижения беглости речи, пауз и грамматических изменений;
  • Сенсорная АФ – утрачен фонематический слух: не понимается устная и письменная речь. Нет смысла услышанного и характерны литеральные парафазии, в том числе и при письме. Речь не беглая и без пауз, с нормальным произношением;
  • Сенсомоторная АФ – речевая функция нарушена (как инициация речи, так и фонематический слух), есть симптомы и сенсорной, и моторной АФ;
  • Акустико-мнестическая АФ (АМАФ) – нарушается ИР: пациент не понимает устную и письменную речь. Он произносит мало существительных (заменены местоимениями), характерно наличие вербальных парафазий и небольших пауз;
  • Оптико-мнестическая АФ (ОМАФ) –трудности называть предметы по показу, то возможно при подсказках. В отличие от АМАФ нарушений речи нет;
  • Амнестическая АФ – сочетание АМАФ и ОМАФ, частая причина – болезнь Альцгеймера;
  • Семантическая АФ – нарушена грамматика предложений: трудности при восприятии сложных предложений на слух и при чтении; в собственной речи только простые слова, легко повторяются за врачом сложные фразы;
  • Транскортикальная смешанная АФ (ТКСАФ) – сочетание симптомов динамической и семантической афазий; отличие – пациент повторяет фразы за доктором;
  • Проводниковая АФ – сильно нарушено повторение фраз за доктором и чтение вслух, определение предметов по показу, возможно наличие персевераций обоих видов, в письме много ошибок, пропусков букв и слов. Характерна, когда поражается белое вещество в верхних отделах теменной доли ГМ, иногда при смене сенсорной афазии;
  • Подкорковые АФ – ЭР нарушается при поражении таламуса (сходна с сенсорной АФ, отличается пониманием речи и легким повторением за доктором); полосатого тела (снижена беглость, нарушено произношение, парафазии); задних отделов внутренней капсулы (ВК) – мягкие речевые нарушения.

АФ развивается, когда поражается следующая область коры ГМ, которая отвечает за речевую функцию:

  • премоторная – соответствует задней части нижней лобной извилины (поля №44 и 45);
  • постцентральная – соответствует нижней части корковых полей (1,2,5,7 и 40 поля), височной извилине (поле №22),
  • нижней теменной дольке (39 и 40 поля) и задним отделам височной доли (поле №37);
  • префронтальная – соответствует передним отделам лобной доли (9-11, 46 поля).

Афазия при инсульте

Афатические расстройства речи встречаются в четверти случаев перенесенного инсульта. Возникновение конкретного вида афазии зависит места нарушения кровообращения в головном мозге.

В головном мозге есть речевые центры, при поражении которых возникает афазия. Очаги инсульта при этом локализуются:

  • в бассейне левой средней мозговой артерии (ЛСМА- поражаются задненижние отделы лобных долей (зона Брока) в доминантном полушарии, развивается гемипарез и гемигипестезия в сочетании с эфферентной моторной афазией;
  • в корковых ветвях ЛСМА- появляется субкортикальная моторная афазия в сочетании с центральным параличом мимических мышц (прозопарезом- о том, что это такое читайте здесь) и легким преходящим гемипарезом;
  • в левой передней мозговой артерии, когда поражаются префронтальные отделы лобных долей, развивается динамическая афазия;
  • в верхних отделах теменной доли левого полушария (у правшей), возникает афферентная моторная афазия;
  • в левой средней мозговой артерии- страдают верхние отделы височной извилины, развивается сенсорная афазия;
  • в бассейне ЛСМА оказался обширным, то возникает ишемия в заднелобных и височных отделах головного мозга и это приводит к сенсомоторной афазии, правостороннему гемипарезу, гемигипестезии и гемианопсии;
  • в височных долях головного мозга, развивается акустико-мнестическая моторная афазия
  • в смежных отделах височной и затылочной долей – оптико-мнестическая моторная афазия
  • в зоне стыка височной, теменной и затылочной долей- появляется семантическая АФ
  • в префронтальных отделах лобных долей – транскортикальная смешанная афазия.

Афазия после инсульте: лечение и восстановление

Лечение возникшего инсульта проводится в специализированном ангионеврологическом стационаре. Тактика лечения подбирается в зависимости от вида (ишемический или геморрагический).

В отношении восстановления речевых нарушений действуют те же принципы- ранее начало целенаправленных реабилитационных мероприятий повышают вероятность полного восстановления речи.

Нарушения речи- сфера работы логопеда. Этот специалист- главная, после пациента, фигура в речевой реабилитации. Логопед ведёт занятия- логопедический тренинг. Это набор упражнений, которые направлены на возвращение нарушенного речевого компонента.

Читать также:  Регистр инсультов

Никакие лекарственные препараты не идут в сравнение с результатами восстановления речи, которые дает логопед.

Логопедический тренинг дополняется занятиями лечебной физкультурой- это стимулирует работу нервных клеток и налаживание связей в головном мозге.

Прогноз восстановления афазии после инсульта зависит от:

  • величины очага;
  • локализации инсульта и вида афазии;
  • мотивации пациента;
  • ранее начало речевой реабилитации (первые дни и недели после острого нарушения мозгового кровообращения).

Лечение афазии после инсульта

Сенсорно-моторная афазия после инсульта ― нарушения в речевом аппарате пациентов, вызванные некрозом мозговых клеток в отделах головного мозга (центральная, теменная, височная доли), отвечающих за координацию речи.

При этом диагнозе отсутствует возможность правильного построения предложений из-за невозможности анализировать и преобразовывать устную информацию, которая поступает к человеку извне.

Виды афазии

Классификация сенсорной афазии после инсульта (заболевания Вернике):

1. Мнестическая ― характеризуется медлительностью произношения слов (в т.ч. не подходящих по контексту к окружающей обстановке), невозможностью сконцентрироваться на одной мысли для корректной формулировки фраз. Кроме того, из услышанного от собеседника человек способен запоминать только пару слов. В свою очередь, включает такие подтипы: оптико-мнестическая, акустико-мнестическая.

2. Семантическая ― проявляется в сложности восприятия действий, касающихся логического мышления, а также длинных предложений.

3. Амнестическая ― больной не может припомнить название отдельных предметов, но при этом может описать для чего они предназначаются. Например, «магазин» ― «место, где можно купить вещи/продукты» и т.п.

Моторная афазия после инсульта включает такие виды:

1. Динамическая ― проявляется в бессмысленности произносимых человеком фраз, которую провоцирует непроизвольная перестановка слов в предложениях. При этом пациент осознает неправильность произношения, но повлиять на ситуацию никак не может.

2. Афферентная ― проявляется в перестановке звуков в произносимых словах. К примеру, замена звонких согласных глухими.

3. «Брока» ― речь произносится с большими интервалами между слогами и словами. Может проявляться как частое неразборчивое повторение (по типу заикания), мычание и т.д.

Письменная речь пациентов с подобным нарушением отличается большим количеством ошибок. Иногда люди начинают заменять слова противоположными по значению. При тотальной афазии наблюдается одновременно затруднение понимания и произношения.

Сенсомоторная (тотальная) афазия после инсульта: прогноз

Уровень смертности среди госпитализированных с речевыми дефектами превышает аналогичную цифру по сравнению с постинсультным состоянием, в котором не наблюдаются проблемы восприятия и воспроизведения речи. Детальнее со статистикой по прогнозу жизни можно ознакомиться в этой статье.

Прогнозирование эффективности восстановительной терапии осуществляется в индивидуальном порядке ― лечащий врач оценивает объем повреждений, пострадавшую зону мозга.

Факторы, которые влияют на положительный исход лечения:

• возраст ― молодые люди имеют больше шансов на поправку;
• уровень эрудированности (образования);
• тип инсульта ― при геморрагическом подвиде шансы на позитивизацию клинической картины увеличиваются в разы.

Родственники больного должны быть готовы к тяжелому труду и большим экономическим затратам на дополнительное медикаментозное лечение, поскольку подобные проблемы решаются на протяжении длительного срока.

Упражнения при афазии после инсульта

Для скорейшего восстановления речевой функции рекомендовано выполнять специальные упражнения под руководством логопеда-афазиолога. Чем раньше после перенесения инсульта будут начаты занятия, тем результативнее будут проделанные мероприятия.

Рекомендовано начинать занятия сразу же после переведения больного в условия обычного стационара (за исключением палат интенсивной терапии).

Тренировки начинаются с небольших нагрузок (до 7-ми мин. в день), постепенно увеличивая время взаимодействия с узкопрофильным специалистом (до 15 мин/день). Примечание: ключевую роль играет не продолжительность, а частота и регулярность занятий.

Базовые упражнения строятся по стандартной схеме:

• чтение;
• письменные нагрузки;
• построение предложений (происходит в виде доверительного диалога);
• пение;
• логопедический массаж ― специалист массирует щеки, участки языка, нёбо, губы с помощью одноразового деревянного или пластикового отоларингологического шпателя;
• манипуляции, направленные на достижение пациентом понимания происходящего вокруг, произносимых предложений. Иногда прибегают к использованию жестикуляции, мимики.

Эффективные нагрузки для устранения афазии при инсульте (логопедический материал для занятий):

1. Складывание губ трубочкой с попыткой удержать их в таком положении хотя бы пять секунд. Аналогичное упражнение проделывают и с языком.
2. Надувание щек воздухом.
3. Поочередный захват зубами верхней и нижней губы.
4. Выполнение круговых движений языком по часовой и против часовой стрелки (так называемое облизывание губ).
5. Имитация поцелуя.
6. Необходимо достать языком к подбородку/носу.
7. Постукивание кончиком языка по небу.
8. Проработка и регулярное повторение элементарных слов, в т.ч. с помощью визуализации данных (бумажные картинки, специальные мобильные приложения, программы на ПК и т.д.).
9. Разучивание и оттачивание качества проговаривания скороговорок.
Примечание: для контроля качества выполнения упражнений, перечисленные манипуляции рекомендовано проделывать перед зеркалом.
Львиная доля успеха зависит от самостоятельного закрепления материала. Речь идет о проведении тренировок с родными и близкими человека, перенесшего отек головного мозга. За любую удачную попытку пациента нужно хвалить.

Источники:

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Афазия после инсульта. Что это такое? Её виды, лечение.

http://senuktaras.ru/lechenie-afazii-posle-insulta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector