Дизартрия после инсульта

Нарушение речи при инсульте — причины и методы восстановления

Острое расстройство мозгового кровообращения вызывает серьезные последствия. При инсульте нередко возникает нарушение речи. Почему развивается эта патология, какими способами можно с ней справиться? Об этом подробнее в обзоре методов помощи пациенту в стационаре и домашних условиях.

Почему происходит нарушение речи после инсульта

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Разновидности речевых расстройств

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.
Читать также:  Санатории после инсульта украина

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.

У пациента из-за паралича после инсульта может появиться парез речевых мышц. Дизартрия – потеря речи, вызванная этой причиной. Такое состояние хорошо поддается лечению. Пациент понимает разговор, может считать и писать, но речь у него невнятная. Медиками приняты 4 стадии дизартрии:

  • первая – легкая – нарушение выявляет только специалист;
  • вторая – речь толковая, хотя есть дефекты произношения;
  • третья – разговор неразборчив, непонятен окружающим;
  • четвертая – тяжелая – способность произносить слова отсутствует полностью.

Дизартрия после инсульта: упражнения для восстановления речи

С каждым годом наблюдается тенденция к «омоложению» контингента больных с инсультом головного мозга. Данному заболеванию подвержены лица различных возрастных категорий и социального положения. Инсульт мозга осложняется довольно тяжелыми последствиями, к которым относятся и нарушения речевой функции – афазия, дизартрия, сопровождающиеся существенным психологическим дискомфортом. Специальные упражнения при дизартрии у взрослых помогают ускорить процесс восстановления пациентов, перенесших мозговую атаку и вернуть их к полноценной жизни.

Что такое дизартрия?

Дизартрия является одной из форм расстройства произносительной стороны речи, возникновение которой связано с органическими поражениями периферической и центральной нервной системы.

При дизартрии у больных нарушается звукопроизношение, речевое дыхание, интонация речи. Тяжелые нарушения могут осложняться развитием анартрии – полной неспособности к произношению.

Чаще всего дизартрия у взрослых людей возникает после перенесенных инсультов головного мозга, травм головы, нейрохирургических операций либо при злокачественных новообразованиях в головном мозге. Кроме того, развитие дизартрии может наблюдаться при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона и других патологиях.

Причины возникновения дизартрии

Дизартрия возникает при повреждении определенного участка головного мозга, что может быть следствием инсульта мозжечка или ствола головного мозга. При дизартрии нарушается подвижность артикуляционных органов: губ, неба, языка, вследствие чего речь больного становится невнятной, глухой и вялой, нечленораздельной либо полностью отсутствовать.

Чаще всего развитие данного состояния связано с параличом той или иной голосовой связки – при параличе правой стороны не происходит полного закрытия правой голосовой связки, при параличе левой стороны, соответственно, левой голосовой связки.

Классификация дизартрии

В соответствии с локализацией поражения дизартрия может быть нескольких видов:

  • бульбарной (паретической) – поражены ядра черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарной – поражены корково-ядерные проводящие пути;
  • экстрапирамидной (подкорковой) – поражены подкорковые ядра головного мозга;
  • мозжечковой – поражен мозжечок и его проводящие пути;
  • корковой – повреждены отделы коры головного мозга;
  • афферентной корковой;
  • эфферентной корковой;
  • стертой – если дизартрические расстройства у больного выражены в легкой степени.

Лечение дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы

Шансы на то, что речь у больных после инсульта восстановится полностью, гораздо выше при раннем начале комплексного лечения, которое состоит не только из медикаментозной терапии, но и психологической адаптации, самостоятельных упражнений и логопедических приемов, работы со специалистами по восстановлению речевой функции.

Медикаментозное лечение дизартрии

Медикаментозная терапия в клинике реабилитации Юсуповской больницы предполагает прием ноотропных и сосудистых препаратов. Ноотропные препараты улучшают когнитивные функции больного, сосудистые – способствуют быстрому восстановлению кровообращения в поврежденной зоне головного мозга. Полное восстановление речи зависит от сроков нормализации кровообращения.

Логопедические упражнения при дизартрии

Логопедические упражнения при дизартрии в клинике реабилитации Юсуповской больницы проводят квалифицированные логопеды, имеющие большой опыт работы в данной сфере. Подобный вид реабилитации больных позволяет существенно улучшить речевые навыки больных, перенесших инсульт головного мозга при условии безукоризненного соблюдения ими всех рекомендаций специалиста и подкрепления результатов самостоятельными занятиями.

Читать также:  Выживаемость после инсульта

Кроме того, опытные врачи-логопеды объясняют больным и его близким способы компенсации дефицита речевой функции с помощью жестов и обучают их многим другим полезным навыкам.

Немаловажное значение в реабилитации больных после инсультов принадлежит заботе и максимальному вниманию родных и близких. Их повседневный речевой контакт с больным позволяют быстрее вернуть его к полноценной жизни.

Отличные результаты в восстановлении речевой функции достигаются, если пациент выполняет следующие действия:

  • проговаривает скороговорки;
  • вслух зачитывает логопедические тексты;
  • напевает песни;
  • выстраивает логические цепочки на события.

Логопед определяет степень сложности упражнений в соответствии с тем, насколько выражены возникшие речевые нарушения. От простых занятий постепенно переходят к сложным, с включением в процесс реабилитации все новых мозговых центров, которые ответственны за логику, память и речь человека.

Для общего укрепления легких проводятся упражнения на развитие дыхания при дизартрии, вызванной инсультом головного мозга.

Самостоятельно пациент может выполнять дыхательную гимнастику, стараться чаще разговаривать с окружающими, надувать воздушные шарики, выдувать через трубочку воздух в стакан с водой и т.д.

Логопедические голосовые упражнения при дизартрии должны быть систематическими, проводится на фоне назначенного неврологом Юсуповской больницы медикаментозного лечения и реабилитационных мероприятий, к которым относят:

  • сегментарно-рефлекторный, точечный массаж;
  • акупрессуру;
  • лечебную физкультуру;
  • лечебные ванны;
  • физиотерапию;
  • механотерапию;
  • иглоукалывание;
  • гирудотерапию.

Хорошим фоном для коррекционных занятий являются нетрадиционные формы реабилитационного лечения (дельфинотерапия, сенсорная терапия, изотерапия, пескотерапия и пр.).

Кроме того, логопедические занятия включают в себя и другие виды упражнений:

  • пальчиковую гимнастику – позволяет развивать мелкую моторику;
  • артикуляционную гимнастику, логопедический массаж – развивают моторику артикуляционного аппарата;
  • дыхательную гимнастику – развивает физиологическое и речевое дыхание;
  • ортофонические упражнения — при дизартрии развивают голос больного;
  • упражнения, корректирующие нарушенное, и закрепляющие правильное звукопроизношение;
  • упражнения, повышающие выразительность речи и развивающие речевую коммуникацию.

Психологическая поддержка при дизартрии

Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.

В клинике реабилитации Юсуповской больницы работают высококвалифицированные, опытные психологи, которые оказывают психологическую поддержку как самому пациенту, так и ухаживающим за ним родственникам. Советы и рекомендации наших психологов помогают значительно улучшить эмоциональное состояние больных и настроить их на позитивные результаты.

Восстановлением речевой функции больных после инсультов в Юсуповской больнице занимаются не только основные наблюдающие специалисты – неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи. Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента, с учетом его общего состояния, сопутствующих заболеваний и степени выраженности речевых нарушений.

Реабилитационные мероприятия проводятся с использованием новейших медицинских методик, доказавших свою эффективность в мировой практике.

Благодаря высокому профессионализму наших специалистов, современному оснащению клиники реабилитации Юсуповской больницы, а также тесному взаимодействию с близкими и родными, восстановление больных, перенесших инсульт, осложнившийся нарушением речи, происходит в короткие сроки.

Дизартрия после инсульта

Дизартрия как следствие инсульта.

Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы обусловленные ОНМК способствуют не только нарушение речи в виде афазий, но и таким нарушением речи как дизартрия.

Дизартрия — это расстройство фонемо-фонематической стороны речи. Клинические формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал. В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н.Винарской. данная классификация в дальнейшем была применена Е.М.Мастюковой по отношению к детям.

При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются.

И в зависимости от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. [21,22,23]

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений — произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить очаговый характер, соответственно из акта произношения исключаются действия тех или иных мышц. Органические движения мышц приводит к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения. Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Читать также:  Цераксон инсульт

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При данной локализации очага поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка, слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос немодулированный.

Экстрапирамидная дизартрия является следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом мышц. Возникает

Дистония и наиболее характерные симптомы — гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышения уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи.

Корковая дизартрия— следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие нарушения как дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть саливация.

Мозжечкова дизартрия — возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная, скандированная. Снижены тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения темпа и плавности речи.

Нарушение темпа речи в виде полтерн, у больных после инсульта.

У больных с ОНМК могут также наблюдаться проявления нарушений темпа речи. Полтерн (спотыкание)- патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикуляция. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушения синтаксиса (провалы, повторения, телескопирования. вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний.

D.Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Первая группа- с моторными расстройствами; основными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикуляции звуков речи.

Вторая группа- с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладают трудности нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа- с общей трудностью трудность формулирования речи, несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи. [ ]22,23

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

1. Афазия возникает примерно в трети случаев острых нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

2. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очаг поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

3. Специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности. У больных афазии, дизартрии, нарушение темпа речи.

4. Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента ОНМК или травмы по разрешению лечащего врача и под его контролем. На раннем этапе после мозгового инсульта рекомендована работа при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи, без объяснения, без использования схем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути.

5. На более поздних этапах восстановления речевых функций пациенту объясняется структура и план занятия, показывают средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания.

Источники:

http://vrachmedik.ru/1870-narushenie-rechi-pri-insulte.html

http://yusupovs.com/articles/neurology/dizartriya-posle-insulta-uprazhneniya-dlya-vosstanovleniya-rechi/

http://studbooks.net/1866157/pedagogika/dizartriya_sledstvie_insulta

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector